22:07 

Добровольная сегрегация как режим чрезвычайных времен.

dmitrij-bushmin@yandex.ru
Большинство случаев добровольной сегрегации в древности связано с ожиданием конца света. С чем это связано? Во-первых, демонизация враждебного окружения легко превращается в идею близкого апокалипсиса -- этот мир стал настолько плох, что больше не достоин существования и будет скоро уничтожен, но мы уйдем из него сами, не дожидаясь конца общества, и окажемся единственными, кто достойно встретит последние времена. Во-вторых, необходимо было ответить на важнейший для традиционного общества вопрос: почему этот мир, это общество и культура, эта система власти и свод правил устраивали многие поколения твоих предков, а тебя вот вдруг устраивать перестали? Чем ты лучше их? Почему твои претензии выше? Идея прогресса т.е. развития человеческих возможностей и притязаний, в принципе отсутствовала, наоборот, считалось, что всё лучшее и самое совершенное было в незапамятном золотом прошлом мифических первопредков, и потому единственным оправданием сегрегации оставался апокалипсис -- финальный и абсолютный суд всех людей и прекращение вселенной в прежнем виде. Сегрегация становилась режимом чрезвычайного положения, способом подготовки избранных судьбой к этому самому суду: нужно заранее перестать жить по привычным законам, потому что всему очень скоро придет конец. Большой социум не допускал внутри себя разнообразия социальной организации, к идее революции тоже пока никто не склонялся, оставался побег в еретическую общину.

В гностических общинах, у всех этих маркионитов, офитов, последователей Симона Волхва, вплоть до более поздних катарских, богомильских, тамплиерских, альбигойских версий гностицизма, способность к сегрегации от общества и государства была важным тестом на качество и духовность. Для гностиков вообще существовало три вида людей:

1. Большинство «неразбуженных», которое не может себе представить жизни не по правилам и не способно к социальному творчеству в добровольной сегрегации. Такие люди встретят «окончательное разделение на свет и тьму» т.е. конец материального мира безоружными и потому воспринимать их следует как человекообразных животных, с которыми гностикам говорить не о чем и держаться от которых следует как можно дальше.

2. Меньшинство «пробудившихся». Эти люди чувствуют войну света и тьмы внутри себя, они хотят усилить свой внутренний свет и отделить его от внешней тьмы, и для этого им просто необходимо уйти от мира и создать изолированные общины себе подобных. С того момента, как гностики приняли христианскую систему образов (оставаясь врагами церкви как института), они ассоциировали свои изолированные поселения с теми 144 тысячами праведников, которых отберет Христос во время второго пришествия, чтобы жить с ними в стенах Небесного Иерусалима. Т.е. близкий конец света виделся им как сегрегация ограниченной общины чистых душ от океана обреченных грешников в некоем идеальном поселении, прообразом которого является их еретическая община. Обычно у гностиков получались сильно удаленные от городов и дорог горные крепости. Чем они там занимались и как всё у них было устроено, сказать сложно, потому что во все века церковь/государство преследовало и уничтожало подобные социальные эксперименты самым свирепым образом и описания их остались только от «бичевателей ересей», а потому доверять им нельзя. Согласно отчетам этих самых «бичевателей» т.е. идеологических полицейских, гностики в своих общинах нередко предавались свальному греху, склоняясь в сторону однополой любви и противоестественных связей, ибо они не приводят к рождению детей, которое в преддверии конца мира не уместно, совершали богомерзкие обряды, выворачивая наизнанку обряды церковные, употребляли одурманивающие зелья, которые «переносили» их души в мир «нематериального света» и вообще практиковали всевозможные восточные (арабские, иранские и индийские) практики изменения сознания.

3. Наконец, редчайший тип «никогда не спавших», духовных учителей, которые всегда сохраняли в тюрьме материального мира связь с невидимым светом и само физическое существование этих людей не более чем маскировка, необходимая для правильной подготовки «окончательного разделения». Такие сверхлюди, конечно, не должны жить в закрытых общинах, их задача – постоянно конспиративно перемещаться по миру, поддерживая связь между общинами, сообщая откровения, наставляя и встряхивая готовых снова «заснуть», разрабатывая особый тайный язык, систему пробуждающих образов и создавая вокруг себя тайные эзотерические общества.

Так как каждый гностик стремился провести себя по дороге от первого типа к третьему, получалось, что добровольные сегрегации в их практике важная, но не самая главная часть и потому общины еретиков оказывались столь недолговечны, да и создавались они, в конце концов, «совсем не надолго, до конца света». Плюс репрессии системы, которая с религиозными отступниками не церемонилась. Эти репрессии и воспринимались еретическими общинами как начало ожидаемого конца света, что нередко приводило общину к демонстративному коллективному самоубийству. То есть в итоге конец света, не дожидаясь, люди устраивали себе сами и это оказывалось единственной, доступной им, формой социальной самостоятельности.

Учитывая всё это, для гностиков важнее, чем пространственная сегрегация, оказалась всё же сегрегация внутренняя (отделить зерна света от тьмы внутри своего сознания и тела) и сегрегация внутри, а не вовне, большого общества т.е. создание тайных орденов и лож, существующих в виде невидимой автономии. Что касается сегрегации внутренней, то в простонародных сектах, например, у скопцов, она имела радикально физический характер – нужно было кастрировать себя, отделив чистую часть от греховной и уподобиться тем самым ангелу перед наступлением конца света. В создании же «невидимой автономии», не смешивающейся с остальным обществом, законспирированной субкультуры, помогал другой язык -- очень часто особыми значениями «для посвященных» наделялись самые привычные метафоры и фигуры речи официальной церкви и власти. Этот тайный язык, точнее, тайный способ расшифровки, и становился альтернативным способом мышления, «другим местом», в котором «скрывалась» община, формально и внешне оставаясь частью большого социума. Некоторые из гностических обществ некое очень недолгое время даже умудрялись существовать легально, как тот же орден тамплиеров, например.
Взято:
community.livejournal.com/ru_zados/2763.html

@темы: Культ Советского Апокалипсиса, История, Апокалипсис, гностицизм, гностики,

   

Традиции Русского Апокалипсиса

главная