Большинство случаев добровольной сегрегации в древности связано с ожиданием конца света. С чем это связано? Во-первых, демонизация враждебного окружения легко превращается в идею близкого апокалипсиса -- этот мир стал настолько плох, что больше не достоин существования и будет скоро уничтожен, но мы уйдем из него сами, не дожидаясь конца общества, и окажемся единственными, кто достойно встретит последние времена. Во-вторых, необходимо было ответить на важнейший для традиционного общества вопрос: почему этот мир, это общество и культура, эта система власти и свод правил устраивали многие поколения твоих предков, а тебя вот вдруг устраивать перестали? Чем ты лучше их? Почему твои претензии выше? Идея прогресса т.е. развития человеческих возможностей и притязаний, в принципе отсутствовала, наоборот, считалось, что всё лучшее и самое совершенное было в незапамятном золотом прошлом мифических первопредков, и потому единственным оправданием сегрегации оставался апокалипсис -- финальный и абсолютный суд всех людей и прекращение вселенной в прежнем виде. Сегрегация становилась режимом чрезвычайного положения, способом подготовки избранных судьбой к этому самому суду: нужно заранее перестать жить по привычным законам, потому что всему очень скоро придет конец. Большой социум не допускал внутри себя разнообразия социальной организации, к идее революции тоже пока никто не склонялся, оставался побег в еретическую общину.

В гностических общинах, у всех этих маркионитов, офитов, последователей Симона Волхва, вплоть до более поздних катарских, богомильских, тамплиерских, альбигойских версий гностицизма, способность к сегрегации от общества и государства была важным тестом на качество и духовность. Для гностиков вообще существовало три вида людей:

читать дальше